Много, много птичек
Запекли в пирог:
Семьдесят синичек,
Сорок семь сорок...В оригинале песенки в пирог запекли не больше сотни разных птиц, а двадцать четыре черных дрозда. Это, конечно, тоже много, но это хоть представимо) А в одной из ранних версий запекали вообще не птиц, а ноющих мальчишек. Тоже, кстати, двадцать четыре — монументальный же то был пирог!
Любопытно, как во вроде бы обычных детских потешках, если копнуть поглубже, обнаруживается нечто совершенно реальное.
(О легенде, что считалочка Ring A Ring O'Roses восходит к Великой лондонской чуме, я уже писала, меня от этого аж на стихи пробило.) А "Птиц в пироге" ассоциируют с английским двором времён Генриха VIII. Король — сам Генрих, королева — Екатерина Арагонская, фрейлина/служанка — Анна Болейн, отщипывание носа у неё трактуют как аллегорию украденной дьяволом души...
Впрочем, я хотела не о политической истории, а о кулинарной — о пирогах. Пирог с птицами — не выдумка. Они реально существовали в средневековье и Новое время и так и называются, blackbird pie, дословно — пирог с черными дроздами. Совсем дословно я бы изобрела слово "чернодроздовый") В пироги живьем запекали не только птиц, но и лягушек, белок и даже людей. Например, Карлу I Стюарту и его жене Генриетте Марии герцог и герцогиня Бэкингемские преподнесли такой вот пирог, из которого вылез одетый в миниатюрные доспехи карлик. А потом тот карлик стал любимым придворным карликом Генриетты Марии и даже изображен вместе с ней на портрете, но это уже совсем другая история)
Ещё мне с детства была интересна практическая сторона вопроса. Насмотрелась фильмов, где из торта хоть и вылезает стриптизерша, но сам торт вполне съедобен, и задумалась, да))) Ну допустим, пирог разрезали, птицы из него разлетелись — но как потом это есть? Ладно, фиг с ней с гигиеной, может, птиц перед упихиванием в пирог мыли, откуда ж я знаю, но перья и эээ следы птичьей жизнедеятельности как же? Разгадка оказалась элементарной: пирогом оно было только по названию. Его никто не ел, на него только смотрели Тесто делалось очень крутым, пирог выходил несъедобным и жёстким, чтобы птицы не освободились раньше времени. То был пирог для глаз, а не для живота))
Как это делалось? Выпекался большой твердый пирог, внутрь которого через дыру в дне вместо начинки на время выпечки засыпали муку, чтобы пирог не опал, а держал форму. Потом муку высыпали, внутрь пирога помещали живых птиц и немедленно подавали это дело к столу. Пирог разрезался, оттуда вылетали живые птицы. Несъедобная корка выбрасывалась (или отдавалась беднякам или собакам).
Впрочем, я тут нашла рецепт такого пирога, датированный концом шестнадцатого века. И там есть еще интересные детали) Во-первых, верхнюю корку мило называли coffin — то бишь попросту гроб. Во-вторых, дыру в дне этого "гроба" автор рецепта рекомендует закрывать пирогом меньшего размера, чтобы не издеваться совсем уж над едоками и потом подать им вот этот меньший пирог, а птиц размещать в "гробу" вокруг этого меньшего пирога. И это снова вернуло меня к вопросу "как же это есть-то" — пока я не нашла информацию, что в средневековых пирогах тесто вообще далеко не всегда полагалось есть. Могли есть только начинку. Тогда все сходится))
И совсем уж неожиданно для себя я обнаружила, что птиц в пироги запекают и сейчас. Более того, решила попробовать как-нибудь сама. Вот, полюбуйтесь. Это pie bird в пироге.
Выглядит — привет, черный юмор! А назначение совершенно практичное. Через раскрытый клюв выходит пар, поступающий через отверстия в хвосте, не нужно делать неэстетичные отверстия в крышке пирога, да еще и начинка из-за нагревающейся керамической птички лучше пропекается. Ей-ей, закажу себе такую птичку и попробую в деле Апд: опа, я тут узнал, что "гробом" называли тесто толще пяти сантиметров! Его использовали и в нормальных пирогах, но все равно такое тесто никто не ел. Оно потом использовалось для повторного запекания и хранения новой начинки в течение
недели.