Я обещал рассказать, почему назвал арт в
этом приветственном посте тематическим.
Я его, кстати, рассмотрел на большом экране, ужаснулся и перезалил))Почти год назад, бродя по ленте
обзоров ИГ-фандома, я наткнулся на
пост Близнечный Миф о нестандартном фэнтези по мотивам истории народов Алтая - книге Ирины Богатыревой "Кадын". Я покивал (фэнтези с этникой - это хорошо, это мы любим!), записал это дело себе в список и дошел только сейчас.
Осторожно, дальше упорото и спойлерно!
Меня подхватило и унесло. Я так читал, наверное, только Семёнову - взахлёб, не в силах оторваться, с комком в горле, с наворачивающимися от пронзительности слезами и абсолютным ощущением чего-то нездешнего. И ощущение в итоге тоже очень похоже на ощущение от книг Семёновой - и совершенно не похоже на, скажем так, обычные ощущение от фэнтези. Не ощущается она как фэнтези! Ощущается как совершенно живое и реальное, только руку протяни.
На мгновенье лишь, дай мне руку —
Между мной и тобою — вечность...
Ал-Аштара! В этом имени - свист тетивы, стук копыт, звон клинков, ярость горного ветра и шепот трав на горных лугах. Так зовут тебя люди, истинное имя же знает одна лишь старая Камка. Дочь царя ачжунов и воительницы из кузнецкого стана, ты была седьмой после шестерых братьев. Отец мыслил, что ты подаришь ему внуков, но позвала тебя к себе Луноликая мать. И жить бы тебе в чертоге дев, и быть бы тебе вечной девой-воительницей, но грянула беда - пришли войной степские, и тебе суждено было стать Кадын - царем своего народа.
Куда сгинул ты, люд Золотой реки, вслед за своей Кадын? Ушел ли к Бело-Синему или пропал в жадных когтях древних Чу? Только ходят по горам Алтая ваши духи-ээ, только стелется по скалам тень могучего царя-барса, да поёт ветер на старых пастбищах Оуйхога...
Работа Елены Зиатдиновой (с. Мульта, Республика Алтай)
Давно меня так не уносило. Это слог, это певучий язык, книга поет, и твое сердце трепещет и поет вместе с ней.
Допускаю, что слог зайдет не всем. Мне - зашло.
В отзывах пишут, что мастерски показано взросление девочки-девушки-женщины через три части книги, становление сильной героини. Выбор между любовью и долгом, между собой и своим народом. Но помимо этого - показана еще и трагедия вождя, который остается в прошлом, когда его народ живет настоящим. Кадын зовет в кочевье, снова поставить кибитки, запалить селения и идти к Золотой реке - нет, говорят люди, мы не пойдем, здесь лежат наши предки, здесь наша земля. Показано не только личное - показан переход от кочевой культуры к оседлости, от одного погребального обряда к другому. Вот с обрядом, кстати, слегка недокрутили... Историческую-то "принцессу" хоронили ровно по тому обряду, против которого так гневно взвивается книжная Ал-Аштара, которому она так страстно противопоставляет древнее сожжение и вознесение в Бело-Синюю высь, на берега Молочной реки.
Насчет исторического. Где-то на середине меня стукнуло посмотреть источники. Я из поста смутно помнил, что книга по реальным мотивам, но не помнил, насколько. Если бы до меня раньше дошло, что оно не просто по мотивам... Если бы до меня раньше дошло, что это вообще-то о той самой Принцессе Укока... Прискакал бы я это читать сразу и упоролся бы намного раньше
И я оставлю здесь это, чтобы не потерять: